Английский с ранних лет? Легко! U-интервью с директором билингвального детского сада “Изюминки”

Детский сад «Изюминки» работает по методике гуманной педагогики, которая основана на любви и уважении к ребенку, на создании душевного комфорта и психологического равновесия в группе. Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. И тогда познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос.

Обучение иностранному языку в «Изюминках»

— Какие языки учат в вашем детском саду?

Анна Анчугова: Наши ребята изучают английский язык.

 

— Вы принимаете в детский сад готовых билингвов, которые уже говорят на двух языках? Или обычных русскоговорящих детишек, которые будут учить еще один язык?

Анна Анчугова: В наш детский сад ходят разные детки. И те, кто уже говорит на английском языке и те, кто только знакомится и познает второй язык.

— Как обеспечивается «билингвальность»? В садике работают носители языка? Или для детей проводятся уроки с разучиванием иностранных слов и песенок?

Анна Анчугова: В нашем детском саду есть два дня в неделю, когда педагог общается с ребятами только на английском языке, начиная с приветствия на крылечке и до самого вечера. Зарядка, завтрак, прогулка, обед, гигиена — все общение происходит на английском. Кроме того, у ребят в «английские дни» проходят языковые уроки, на которых детки вместе с педагогом изучают конкретную лексическую тему, играют, танцуют и поют. Еще мы приглашаем в гости носителей языка, но непосредственно педагогическую деятельность ведут профессиональные педагоги с педагогическим образованием.

 

— Как именно с детьми общаются на двух языках? Это делают разные воспитатели? Очень интересно как организован процесс.

Анна Анчугова: Дети общаются на разных языках с разными воспитателями. В нашем штате есть воспитатели и педагог-воспитатель английского языка. Он работает с детками два раза в неделю в «английские дни», в остальные дни ребята общаются с другими педагогами на русском.

 

— Если с детьми общается носитель языка, то как часто он приходит и как долго остается с детьми? А еще — из какой он страны?

Анна Анчугова: Примерно раз в три месяца к нам в гости приезжают иностранцы из разных стран. Как правило, гость общается с ребятами в течение первой половины дня. Например, к нам приезжал господин Балинт из Венгрии. Он живет в пригороде Будапешта, местечке под названием Халастелек. Ему 43 года, он инженер-программист, очень любит Урал и рок-музыку. Интересно, что даже у себя в Венгрии он слушает наше радио «Рок Арсенал» и переписывается с вокалистом и автором песен группы Blues Bastards, публицистом Николаем Шабуневичем. Когда-то у Балинта был совместный проект с Россией, так он попал на Урал, а теперь он просто иногда приезжает сюда к своим друзьям — родителям одного из наших воспитанников, и в один из своих визитов с удовольствием познакомился со всей группой наших малышей в «Изюминках».

— Восприятие чужого языка проходит эффективно, когда дети общаются со значимым носителем языка, к которому они привязаны и проводят с ним много времени. Обеспечивается ли это в вашем садике?

Анна Анчугова: Да, поэтому у нас в штате педагог-воспитатель, который с ребятами проводит много времени и общается только на английском языке.

 

— А если мои дети на самом деле билингвы, но английский тоже нам не помешает, можно ли прийти к вам? Есть ли в вашем заведении дети, которые осваивают 3 языка одновременно?

Анна Анчугова: Мы рады новым друзьям, на сегодня мы не встречались с такими детьми. Будем рады знакомству!

 

— Расскажите, пожалуйста, об образовании ваших воспитателей и других работников.

Анна Анчугова: Ведущие воспитатели и педагоги в нашем детском саду с высшим педагогическим образованием.

Наш педагог Ксения Беляева, которая ведет группу от 3,5 лет и старше, закончила Уральский Государственный Педагогический Университет, Институт педагогики и психологии детства.

Елена Талипова, педагог младшей группы, выпускница московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова по специальности «педагог-психолог», а также свердловского областного музыкально-эстетического педагогического колледжа по специальности учитель музыки, музыкальный руководитель в детском саду, руководитель детского музыкального театра.

Педагог английского языка Мария Давыдова выпускница Челябинской Государственной Академии Культуры и Искусств, имеет международный преподавательский опыт по обучению детей дошкольного возраста английскому языку.

Также у нас есть преподаватель музыкальных занятий с двумя высшими образованиями: УрГУ и профильным музыкальным образованием, врач-педиатр, дерматовенеролог, выпускница Государственной Медицинской Академии Новосибирска, врач стоматолог-терапевт и детский терапевт, выпускница Уральской государственной медицинской академии факультета стоматологии по специальности стоматолог-терапевт, стоматолог-детский терапевт.

— До какого уровня владения иностранным языком вы хотите довести детей? Что они будут уметь к школе?

Анна Анчугова: Ребенок способен ориентироваться в языковой среде, выражать свои желания, вести беседу с носителем языка, чувствовать себя свободно в различных ситуациях и их решениях.

Особенности изучения иностранного языка у малышей

— Есть мнение, что иностранный язык можно начинать учить не раньше 4–5 лет, когда ребенок овладеет всеми звуками родной речи и научится правильно строить фразы на своем языке. Что вы об этом думаете?

Анна Анчугова: Раннее развитие — это золотая пора для овладения языками. И не надо бояться, что родной язык погибнет или приостановится. Выготский доказал, что чем больше ребенок изучает другой язык, тем больше он углубляется в родной. И чем больше языков изучает, тем глубже понимает свой.

 

— Я читала, что билингвы могут путаться в языках. Что вы делаете для того, чтобы малыш не запутался, правильно переключался и знал, когда и с кем говорить на нужном языке?

Анна Анчугова: У нас на разных языках с детками общаются разные педагоги-воспитатели. Так у ребят появляется четкое разделение, когда и с кем они общаются на родном языке, а когда — на иностранном.

 

— Во многих странах (в Индии, например), большинство населения свободно общается на нескольких разных языках. Так что у всех людей изначально способность есть. Но важно, чтобы носители разных языков были рядом постоянно — только тогда язык закрепится. Нужно ли родителям дома делать что-то для этого?

Анна Анчугова: Любой навык эффективнее развивается, если есть дополнительное подкрепление. Поэтому мы приветствуем, когда вместе с мамой дома наши воспитанники смотрят короткие мультфильмы на английском, повторяют счет one-two-three, совместно поют иностранные песенки и читают короткие стихи.

— Мой старший ребенок лучше усваивает иностранный язык, когда он занимается со мной или преподавателем индивидуально. В группе тоже учится, но ему больше нравится личное общение. Есть ли в вашем садике индивидуальные занятия? Или, может быть, ребенок как-то может общаться с носителем только о своем, играть с ним?

Анна Анчугова: Каждому малышу хочется обратить на себя внимание, поэтому в течение дня наш педагог-воспитатель старается каждому уделить время: и в совместной игре, и в групповой работе, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего. Хочу обратить внимание, что группы у нас намеренно небольшие. Но индивидуальные занятия, конечно, тоже возможны.

 

— Как отследить, что ребенок правильно воспринял произношение? Да и где есть учителя, которые могут научить истинно английскому произношению?

Анна Анчугова: Даже если британец будет учить языку, будет акцент-либо ужасный южно-английский, либо смешной северо-английский. Если только нанять диктора с BBC.

Во-первых, «истинно английское произношение» это очень спорный вопрос. Во всех странах давно происходит большое смешение разнообразных акцентов. Совершенно правильным акцентом в Великобритании владеют 2% населения, включая Королеву. Остальным всё никак не угнаться, да и нет смысла. Во-вторых, произношение, как правило, не влияет на понимание. И мы стараемся, в первую очередь, помочь детям узнавать слова, корни, лексику, не ломая им собственную привычную артикуляцию. Но если очень хочется, то британский акцент можно натренировать и скорректировать более мягкое произношение звуков.

Педагогические методы в детском саду

— На вашем сайте перечислены несколько методик. Как вы их совмещаете? Сегодня работаем по Монтессори, завтра по Зайцеву? Или разные группы детей занимаются по разным методикам?

Анна Анчугова: Основной наш курс — это общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», которую мы обогащаем методиками раннего развития. Например, через пособия Монтессори мы строим занятия по математике, окружающему миру. Через методику А. Зайцева — обучаем чтению и развиваем речь.

Подача материала с использованием разных методик делает занятия еще увлекательнее! Например, как мы читаем русскую народную сказку «Кот, петух и лиса»? Педагог совмещает чтение с показом игрушек-персонажей, затем показывает карточки Домана с изображением этих же персонажей, использует кубики Зайцева для составления слов и прочтения с каждым ребенком.

— У Амонашвили в теории все строится на личных отношениях, взаимной любви учителя и учащегося. Это уровень семьи — благополучной семьи. Но как это обеспечить в массовом детском саду, где сотрудники и дети набираются, в общем, случайно и часто меняются?

Анна Анчугова: Детей надо любить и с ними заниматься, все зависит от конкретных учителей. Наши воспитатели-педагоги постоянно развивают свое педагогическое мастерство. Мы тщательно подбираем персонал, обращаем внимание, чтобы для каждого индивидуальный подход к ребенку был личной ценностью.

На наш взгляд, три несущих стержня комфортного воспитания — это личность воспитателя, методическая система и абсолютная любовь к детям. Если идеи гуманной педагогики оживут в душе воспитателя и станут его духовным состоянием, тогда и методическая система приобретает смысл. А в руках авторитарного воспитателя даже самые лучшие методы превратятся в средство манипуляции детьми. Поэтому наши педагоги для профессионального развития постоянно проходят семинары, на которых мы обсуждаем воспитательный процесс, углубляемся в идеи гуманной педагогики, в психологию детей, обобщаем опыт.

Секреты воспитания детей — для родителей

— С какого возраста ребенка приучать самому убираться в своей комнате? Какая мотивация самая эффективная в развитии самостоятельности и трудолюбия у малыша?

Анна Анчугова: Дети с ранних лет копируют взрослых. Если родители не убирают одежду в шкаф, книги на полки и так далее, ребенок будет повторять их поведение. И наоборот.

Необходимо, чтобы ребенок понял, что это обязательная программа. Предложите ребенку выбор: «Ты начнешь с мячей или машинок? У окна или у двери слева? На одной ноге или на двух? Или сегодня ты будешь «игрушкосбором» или «игрушковозом»? Придумывайте игру, цель которой будет — собрать игрушки! «Все по домам» или «Кто быстрее».

Важно проводить уборку как один из режимных моментов, каждый день в одно и то же время, чтобы сформировать привычку. Важно не повышать голоса, не делать за ребенка его часть обязанностей и сохранять спокойствие и терпение. Самая эффективная мотивация — игровая, а также познавательная и мотивация похвалы!

— Что делать, если ребенок стеснительный — не лидер? Как воспитать лидера? Что делать с ребенком, который стесняется даже что-то спросить у сверстника?

Анна Анчугова: До двух с половиной-трех лет проявление стеснительности и осторожность при общении с людьми является естественным для малыша. Стеснительность это проявление защитного поведения, часто свидетельствует о низкой самооценке. Важно «разрешить» стесняться и дать время, чтоб научиться вести себя по-другому. Рассказывайте заранее о предстоящем дне или мероприятии. Сказкотерапия, игротерапия, самый лучший способ коррекции в групповых занятиях.

Про лидера. Во-первых, необходимо экспериментировать. Родителям сделать это можно через игры, чтение, общение. Научите ребенка ставить цели и добиваться их. Развивайте такие качества как ответственность, уверенность, принятие своих ошибок. Дайте понять ребенку, что отрицательный результат — тоже опыт, учите принимать поражения.

Уважайте мнение ребенка, развивайте ораторское искусство, расширяйте кругозор, большой выбор увлечений: интересы всегда обогащают личность ребенка. Вовлекайте ребенка в общение, учите на собственном примере, как поддержать беседу, как познакомиться.

 

— Как часто и в каком объеме желательно выходить в свет и общаться с разными людьми в дошкольном возрасте?

Анна Анчугова: Социализация — процесс многогранный. Для малыша с самого рождения вполне нормально видеть вокруг себя разных людей, наблюдать за их поведением, слышать различные манеры разговора. В младенчестве и раннем возрасте ребенок комфортно чувствует себя рядом с мамой и спокойно перенимает образ жизни семьи. Встреча с друзьями, путешествия, походы к бабушкам и дедушкам, прогулки с соседскими мамочками с детьми — «естественная» социализация. Она пойдет на пользу и маме, и ребенку. Полезны и посещения центров раннего развития, и группы неполного дня. Деткам с высоким социальным интеллектом необходим коллектив сверстников уже с двух лет.

 

— Как не стать чужим для своего ребёнка, если большую часть времени занимает работа?

Анна Анчугова: Важно быть рядом с ребенком максимально чутким, отзывчивым и внимательным. Раздражение — это табу. Это главный враг воспитания! В отношении ребенка все ваши действия должны быть осознаны и преднамеренны.

Дорисовывайте образ своего ребенка — нужно иметь более возвышенное представление о личности, которая растет в нем.

Вот несколько важных правил: общайтесь со своим ребенком в свободное время качественно, введите традицию «семейное чтение», когда один читает, другие слушают, независимо от возраста (в каждом возрасте есть чем поделиться друг с другом). Не обманывайте и четко сдерживайте обещания, а если не можете выполнить, то честно признайтесь.

Помните, что в ваше отсутствие рядом с вашим ребенком кто-то другой и чужие образы впитываются в сознание вашего малыша, поэтому и важно качественное общение с вами.

— Как «разделить сферы влияния» между родителем и воспитателем? Как себя вести, чтобы ребенок доверял и слушался воспитателя, но при этом главными оставались родители?

Анна Анчугова: Родители — это семья для ребенка. Слово «семья» произошло от слово «семя». Воспитывайте себя, а дети растут на основе примеров. Примеры-образы, которые потом направляют ребенка по жизни. Воспитатель дает знания о дружбе, доброте, также первые знания букваря и цифр и другое, то есть осуществляет воспитательно-образовательную работу.

Родители прежде всего создают хорошую обстановку, основанную на безусловной любви. Четкого разделения сферы влияния нет, взаимодействие между родителем и воспитателем должно быть на взаимном уважении и сотрудничестве. Необходимо быть вежливым и приветливым друг с другом. Обозначьте ребенку, что дома главные — папа и мама, а в садике — воспитатель.

Мы руководствуемся такими принципами. Родители принимают концепцию нашего детского сада, основанную на гуманной педагогике. Рассказывают ребенку, что он всегда может попросить помощи у воспитателя или поделиться своими мыслями.

В присутствии ребенка воспитатель не рассказывает родителям о той или иной конфликтной ситуации, которая, возможно, была в течение дня. Воспитатель никогда не ябедничает на ребенка и не провоцирует родителей против ребенка. Воспитатель показывает лучшие стороны ребенка и может дать советы, как развить способности детей вне детского сада.

 

Наша миссия — Творить, дарить любовь, радоваться и развиваться вместе с нашими малышами — вот девиз наших педагогов! Наш детский сад — это тёплый дом, где шалят ребятишки, изучают мир, слушают сказки и общаются!

Приходите, мы будем вам рады!!

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть